Сайт учителя русского языка и литературы
«Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…»
Дмитрий Лихачёв.
Солнечный осенний день. Иду по нашему центральному скверу и слышу шорох листьев под ногами, березки приветливо качают своими ветвями, осыпанными золотой листвой. Разноцветный ковер из листьев покрыл землю.
Беру один из них- желтый, и в памяти всплывают воспоминания..1984 год…Такой же погожий сентябрьский денек. Зерносовхозская средняя школа.. Трели первого звонка, и как будто подхватывает тебя море белых бантов, цветов, улыбок. С волнением переступала я порог школы. Что же ждет впереди? А впереди было знакомство с моей первой учительницей : Колесниковой Верой Пахомовной, которая не только научила меня писать и читать, но и преподала первые уроки доброты и мудрости, которые я усвоила на всю жизнь.
Быстро промчались 4 года начальной школы. Много нового и интересного я узнала. Когда смотрела на свою первую учительницу Веру Пахомовну Колесникову, то думала: «Буду Верой Пахомовной!» Старалась кропотливо выводить сначала палочки, потом крючочки, а потом и первые буквы. Всегда радовалась, когда моя учительница говорила: «Молодец!» Но чтобы добиться такой похвалы, приходилось много работать, и я старалась изо всех сил.
Приходя домой, мы с сестрой играли в школу: ставили пред собой доску, готовили тетради и спорили: кто же будет учителем. Затем старательно выводили мелом на доске число, классная работа и начинали урок. До сих пор помню, как спешила усадить своих друзей по улице за чтение книг. Не всегда мне это удавалось, так как они старались выбирать «активные» игры, а я оставалась с любимыми книгами одна…
В руках красный осенний листок, а в памяти , словно кадры из кинофильма, сменяются эпизоды. 5 класс.. Я перешагиваю порог нового для меня кабинета русского языка и литературы. Он становится для меня храмом, где царят великое русское слово, милосердие, доброта.
В класс вошла Бородай Раиса Гавриловна, мой учитель русского языка и литературы. Ее мелодичная, эмоциональная речь никого не оставляла безучастным, даже «заядлые» двоечники завороженно слушали ее. Столько любви, души было вложено в каждое слово, что оно осталось в наших сердцах надолго! Может быть, поэтому, я до сих пор помню, как переживала за судьбу Андрея Болконского, Наташи Ростовой , как всегда с тревогой читала наизусть стихи, стараясь прочитать так, как читала Раиса Гавриловна, как с замиранием сердца выходила к доске…
Все уроки моей учительницы слились для меня в один – тот, который научил простым и важным истинам: любви к слову, детям. Вот тогда я поняла, что русский язык и литература уже захватили мое сердце навсегда.
Среди листвы замечаю оранжевый .. И вот уже позади школа. Выбор сделан давно: пример моих родителей , любимых учителей стал для меня целью, к которой я стала стремиться. А дальше учеба в Борисоглебском государственном педагогическом институте по специальности — учитель русского языка и литературы. Не все давалось легко, когда было трудно, вспоминала слова Раисы Гавриловны: » Стучи, и тебе откроют..» И тогда вновь появлялись силы, с особым рвением я бралась за учебники, постигая то, что совсем недавно казалось непонятным.
Бордовый.. В 1999 году я так же, как когда –то, с замиранием сердца перешагнула порог уже знакомого и ставшего мне родным кабинета русского языка и литературы Зерносовхозской средней школы. Прозвенел все тот же знакомый звонок, и теперь я, учитель русского языка и литературы, говорю: «Здравствуйте, дети»,- и начинается урок.
Зеленый… В родной школе я проработала 2 года, а потом стала учителем Обливской школы № 1. Она стала для меня вторым родным домом, здесь работаю уже 17 лет. Здесь мои друзья, мои ученики, моя жизнь. А я все так же, заходя в класс, вспоминаю свою бабушку, которая открыла для меня двери в этот удивительный мир детских душ, и думаю: «Какую бы оценку поставила мне она?»
Думаю, не ошибусь , если скажу, что , профессия учителя сродни профессии врача: и тот, и другой лечит, только разными «лекарствами». Учитель исцеляет душу, заживляет душевные раны , воздействуя словом. Учитель — тот , от кого зависит будущее нашей страны, ведь именно он воспитывает в своих учениках личность , готовую преодолевать все жизненные невзгоды, решать сложные жизненные ситуации, личность, способную самостоятельно добывать знания и находить им применение в жизни. Действительно, на учителя возлагается большая ответственность в формировании подрастающего поколения, от того, какие ценности будут заложены в учениках, зависит тот мир, который они создадут в будущем.
Но учитель- это не только врач, это еще и скульптор: он «лепит» свое творение не один день или час, иногда на это уходят годы. И без ошибок не обойтись, ведь как говорил американский философ Стивен Джей Гоулд: » Честно сделанные ошибки следует считать не неудачами, а семенами для основной деятельности по их исправлению «. Признавать свои ошибки бывает нелегко, но делаю это всегда и учу этому детей.
Внимание к вечным жизненным вопросам, понимание величия и богатства родного языка, умение общаться и осознание своего места в жизни — вот задачи, которые реализую в своей профессиональной деятельности. Сейчас , в век современных технологий, когда на смену книге приходит компьютер, телевизор, интернет, когда очень трудно увлечь учеников чтением классики, приходит на помощь творчество. Учитель , как художник, берет в руку кисть и рисует…
,, Уважаемый суд, прошу Вашего внимания. Слушается дело Григория Печорина, обвиняемого в эгоизме, безразличии к людям». Это фрагмент урока- суда над литературным героем. Видели бы вы, как «горят «глаза у «обвинителей» и » защитников», каждый отстаивает свою точку зрения, приводя примеры не только из романа, но и из современной подросткам жизни. Как правило, в конце урока продолжают звучать ожесточенные споры даже после звонка.
Что, как ни литература, способно погрузить ребенка в удивительный мир радостей и тревог, надежд и разочарований? Она научит сопереживать, прощать, любить.
Или еще один урок «Ольга Ильинская и Илья Обломов: испытание любовью», на нем учащиеся высказывают свое суждение о главных героях, дают им оценку, рисуют портрет и придумывают свое завершение романа.
Уроки русского языка открывают перед учениками тайну родного великого слова, пробуждая гордость за свое Отечество, его историю.
Вот такие разные уроки… Одинаковых не бывает , даже если класс и возраст детей один, ведь каждый ребенок — индивидуален , нужно только дать ему раскрыться.
«А что унесет ребенок с моего урока?»- таким вопросом я задаюсь, когда переступаю порог класса. Хочется ответить: «Многое: новые знания, новые умения и навыки, вечные духовные ценности..» А поэтому кроме педагогического такта, мудрости учитель должен обладать душевной чуткостью, любовью к детям, только тогда ученики пойдут за своим учителем. Мы, взрослые, должны сохранить в себе «маленького, шаловливого и мудрого ребенка», поставить себя на его место, понять и принять таким, какой он есть.
Учитель никогда не перестанет учиться, может быть, поэтому он находится в вечном поиске. Сейчас ,когда в образовательный процесс внедряются новые современные технологии, расширяется простор для «творчества»: фантазируй, пробуй, добивайся результатов, и тогда наши ученики станут достойными гражданами своей страны.
Говорят, лучшей наградой для учителя являются успехи его учеников, а если ученик превзошел своего учителя- это наивысшая награда.. Я горжусь своими выпускниками: среди них врачи, экономисты, юристы, учителя. Это уже состоявшиеся личности . И сейчас, встречая их, смотрю в знакомые глаза и вижу: они «горят» так же, как когда то , значит, мой труд не напрасен, он будет вечно жить в учениках..
Осенний парк стоял безмолвный, словно зачарованный… А я, держа в руке букет из пестрых осенних листьев, вспоминаю фразы из легенды о первом учителе: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети; ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям; ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках». И это действительно так, ведь в каждом своем выпускнике я вижу маленькую частичку себя, своего сердца, а значит, жизнь продолжается, продолжается мое путешествие в мир науки, мир детских душ, открытых для постижения нового.
Максимова Ольга Сергеевна ©