Close

"Воспитание - великое дело: им решается участь человека"

«Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…»
Дмитрий Лихачёв.

Солнечный осенний день.  Иду по нашему центральному скверу и слышу  шорох листьев под ногами, березки приветливо качают своими ветвями, осыпанными золотой листвой. Разноцветный ковер из листьев покрыл землю.

 Беру один из них- желтый, и в памяти всплывают  воспоминания..1984 год…Такой же погожий сентябрьский денек. Зерносовхозская средняя школа.. Трели первого звонка, и как будто подхватывает тебя море  белых бантов, цветов, улыбок. С волнением  переступала я порог  школы. Что же   ждет впереди?  А впереди было знакомство с моей первой учительницей : Колесниковой Верой Пахомовной, которая  не только научила меня писать и читать, но и преподала первые уроки доброты и мудрости, которые я усвоила на всю жизнь.

Быстро промчались 4 года начальной школы. Много нового и интересного я  узнала. Когда смотрела  на свою первую учительницу Веру Пахомовну Колесникову, то думала: «Буду Верой Пахомовной!» Старалась  кропотливо выводить сначала палочки, потом крючочки, а потом и первые буквы. Всегда радовалась, когда моя учительница говорила: «Молодец!» Но чтобы добиться такой похвалы, приходилось много работать, и я старалась изо всех сил.

Приходя домой, мы с сестрой играли в школу: ставили пред собой доску, готовили тетради и спорили: кто же будет учителем. Затем  старательно выводили  мелом на доске число, классная работа и начинали урок. До сих пор помню, как спешила усадить своих друзей по улице за чтение книг. Не всегда мне это удавалось, так как они старались выбирать «активные» игры, а я оставалась с любимыми  книгами одна…

 В руках красный осенний листок, а в памяти , словно кадры из кинофильма, сменяются эпизоды. 5 класс.. Я перешагиваю порог нового для меня кабинета русского языка и литературы. Он становится для меня храмом, где царят великое русское слово, милосердие, доброта.

В класс вошла  Бородай Раиса Гавриловна, мой учитель русского языка и литературы. Ее мелодичная,  эмоциональная речь никого не оставляла безучастным, даже «заядлые» двоечники завороженно слушали ее. Столько любви, души было вложено в каждое  слово, что оно осталось в наших сердцах надолго! Может быть, поэтому, я до сих пор помню, как переживала за судьбу Андрея Болконского, Наташи Ростовой ,  как  всегда с тревогой читала наизусть стихи, стараясь прочитать так, как читала Раиса Гавриловна, как с замиранием сердца выходила к доске…

Все уроки моей учительницы  слились для меня в один – тот,  который научил  простым и важным истинам: любви к слову,  детям. Вот тогда я поняла, что  русский язык и литература  уже захватили   мое сердце навсегда.

 Среди  листвы замечаю  оранжевый ..  И вот уже позади школа. Выбор  сделан давно: пример моих родителей , любимых учителей стал для меня  целью, к которой я стала стремиться.  А дальше учеба в Борисоглебском государственном педагогическом институте по специальности — учитель русского языка и литературы.  Не все давалось легко,  когда было трудно, вспоминала  слова  Раисы Гавриловны: » Стучи, и тебе откроют..» И тогда вновь появлялись силы, с особым рвением я бралась за учебники, постигая то, что совсем недавно казалось непонятным.

Бордовый..  В 1999 году я так же, как когда –то, с замиранием сердца перешагнула порог уже знакомого и ставшего мне родным   кабинета русского языка и литературы Зерносовхозской средней школы. Прозвенел все тот же знакомый звонок, и теперь я, учитель русского языка и литературы, говорю: «Здравствуйте, дети»,- и начинается урок.

Зеленый… В родной школе я проработала 2 года, а потом стала учителем Обливской школы № 1. Она  стала для меня вторым родным домом, здесь  работаю уже 17 лет. Здесь мои друзья, мои ученики, моя жизнь. А я все так же, заходя в класс, вспоминаю свою бабушку, которая открыла для меня двери в этот удивительный мир детских душ, и думаю: «Какую бы оценку поставила мне она?»

Думаю, не ошибусь , если скажу, что ,  профессия учителя сродни профессии врача: и тот, и другой лечит, только разными «лекарствами». Учитель исцеляет душу, заживляет душевные раны , воздействуя словом. Учитель — тот , от кого зависит будущее нашей страны, ведь именно он  воспитывает в своих учениках личность ,  готовую преодолевать все жизненные невзгоды,  решать сложные жизненные ситуации,  личность, способную самостоятельно добывать знания и находить им применение в жизни. Действительно, на учителя возлагается большая ответственность в формировании  подрастающего поколения, от того, какие ценности  будут заложены в учениках, зависит тот мир, который они создадут в будущем.

 Но учитель- это не только врач, это еще и скульптор: он «лепит» свое творение не один день или час, иногда на это уходят годы.  И без ошибок не обойтись, ведь как говорил американский философ Стивен Джей Гоулд: » Честно сделанные ошибки следует считать не неудачами, а семенами для основной деятельности по их исправлению «. Признавать  свои ошибки бывает нелегко, но делаю это всегда и учу этому детей.

Внимание к вечным жизненным вопросам, понимание величия и богатства родного языка, умение общаться и осознание своего места в жизни — вот задачи, которые реализую в своей профессиональной деятельности. Сейчас , в век современных технологий, когда на смену книге приходит компьютер, телевизор, интернет,  когда очень трудно увлечь  учеников  чтением классики, приходит на помощь творчество.  Учитель , как художник, берет  в руку кисть и рисует… 

,, Уважаемый суд, прошу Вашего внимания. Слушается дело Григория Печорина, обвиняемого в эгоизме, безразличии к людям». Это фрагмент урока- суда  над литературным героем.  Видели бы вы, как «горят «глаза у «обвинителей» и » защитников», каждый  отстаивает свою точку зрения, приводя примеры не только из романа, но и из современной подросткам жизни. Как правило, в конце урока продолжают звучать ожесточенные споры даже после звонка.

Что, как ни литература, способно   погрузить ребенка в удивительный мир радостей и тревог, надежд и разочарований? Она научит  сопереживать, прощать, любить. 

Или еще один урок «Ольга Ильинская и Илья Обломов: испытание любовью», на нем учащиеся высказывают  свое суждение о главных героях, дают  им оценку, рисуют портрет  и придумывают  свое завершение  романа.

Уроки русского языка открывают перед учениками  тайну родного великого слова, пробуждая гордость за свое Отечество, его историю.

Вот такие разные уроки…  Одинаковых не бывает , даже если  класс и возраст детей один, ведь  каждый ребенок — индивидуален , нужно только дать ему раскрыться.

«А что унесет ребенок с моего урока?»-  таким вопросом я задаюсь, когда переступаю  порог класса. Хочется ответить: «Многое: новые знания, новые умения и навыки, вечные духовные ценности..» А поэтому кроме  педагогического такта, мудрости учитель должен обладать душевной чуткостью, любовью к детям,  только тогда ученики пойдут за своим учителем.  Мы, взрослые, должны сохранить в себе «маленького, шаловливого и мудрого ребенка», поставить себя на его место, понять и принять таким, какой он есть.

Учитель никогда не перестанет учиться, может быть, поэтому он находится в вечном поиске. Сейчас ,когда в образовательный процесс внедряются новые современные технологии, расширяется простор для «творчества»: фантазируй, пробуй, добивайся результатов,  и тогда наши ученики станут  достойными гражданами своей страны.

 Говорят, лучшей наградой для учителя являются успехи его учеников, а если  ученик превзошел своего учителя- это  наивысшая награда.. Я горжусь своими выпускниками: среди них  врачи,  экономисты,   юристы, учителя. Это уже состоявшиеся личности . И сейчас, встречая их, смотрю в знакомые  глаза и вижу: они «горят» так же, как когда то , значит,  мой труд не напрасен, он будет вечно жить в учениках..

Осенний парк стоял безмолвный, словно зачарованный…  А  я, держа в руке букет из  пестрых осенних листьев, вспоминаю   фразы  из легенды о первом учителе: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети; ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям; ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках». И  это действительно так, ведь в каждом своем выпускнике я вижу маленькую частичку  себя, своего сердца, а значит, жизнь продолжается, продолжается мое путешествие в мир науки, мир  детских душ, открытых для постижения нового.